Виктория Л. (yasnaya_luna) wrote,
Виктория Л.
yasnaya_luna

Category:

Мгновение, любовь и скрипка

Спонтанные походы в филармонию - это вероятность неожиданного восторга, катарсиса или просто полета в прекрасное. А встреча с такими разными (на первый взгляд) произведениями, как 5-й скрипичный концерт Моцарта и "Петрушка" Стравинского - это еще и возможность открыть для себя новые взаимосвязи в музыке и в собственном мироощущении.
Моим спутникам программа концерта показалась нелогичной, несопоставимой. Я же для себя открыла связующую идею - это идея хрупкости Красоты и ее силы.

1. Вольфганг Амадей Моцарт
Концерт для скрипки с оркестром № 5 A mojor

Скачать

Солист Гайк Казазян

Моцарт удивительно отличим от всех прочих композиторов. В каждой его ноте - свет и гармония радости. Даже в "Реквиеме". Пятый скрипичный концерт - это светлая песнь Красоты в отголосках природы.
Первая его часть - пробуждение, весна, беззаботное буйство. Это маслянистая черная земля, покрывающаяся непричесанной травой. Стремление жизни утвердить свой путь.

Вторая часть - полет стрекозы с витражами-крыльями. Пучеглазой, хрупкой, утонченной. Она парит, неуловимая в своей вдохновенной легкости. И видит мир преувеличенно прекрасным. Стрекоза безмятежна, как предрассветное небо. И песня ее - хрустальная трель.

Скрипка поет. Если бы она была жива иначе, нежели соприкасаясь со смычком и руками своего маэстро, если бы была стрекозой, то распахнула бы блестящие глаза и восторженно взлетела над цветущим лугом и колеблющейся водой. Но ее полет - между деками и колками, между дрожащими струнами и сердцем музыканта. И тонкое ее тело ласкаемо его быстрыми пальцами.

Скрипка Гайка Казазяна - редкий по красоте инструмент, очень чувствительный. Особенно к Моцарту. Она словно обнажается в третьей части концерта. Вслед за мелодией, откликается вивальдиевским переливом и летит вперед.

Музыка напоминает о белизне рисовой пудры на коже и румянцем чайной розы. Она превращается в диалог между Природой с ее строгой любовью и проворной стрекозой, живущей мгновением настоящего. Это спор, в котором вечность мудрой Природы уступает мимолетности легкокрылой летунье. Но обе они провозглашают одно:
Красота - дыхание вечности в качнувшейся чаше ландыша, в полете стрекозы, отраженном росой. Она ценна своею хрупкостью. И в каждом ее исчезающем мгновении - бесконечность.

2. Игорь Федорович Стравинский
Музыка к балету "Петрушка" (потешные сцены в четырех картинах)

"Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это - в ее скрытой природе". (И.Ф. Стравинский)

Балет "Петрушка" был написан Стравинским для "Русских сезонов" Дягилева. Это реалистичное произведение - как подлинно народные песни: передает и комичность, и тонкую поэтику их, и трагедийность.

Картина 1. "Народные гуляния на масленой"
Кругом - кутерьма масленичных гуляний, радостная суматоха, ярмарочная удаль. Горят краски посадских платков и расписных подносов, щекочет ноздри запах горячих калачей, и облачки пара клубятся над пузатыми самоварами.

Люди сходятся к балаганчику, где старый фокусник дает кукольное представление о Петрушке, Балерине и Арапе. Умолкают любопытные зрители. Деревянные марионетки оживают, освобождаются от ниток кукловода.

Картина 2. "У Петрушки"
Петрушка - "вечный и несчастный герой всех ярмарок всех стран" (Стравинский). Уродливый, комичный, начинает он свой танец. Он страдает от любви, но он - паяц и должен хохотать. Его лоскутной сердце переливается атласом и грозит разорваться.
Петрушка неуклюже и трогательно восхищается Балериной, ее отстраненной мечтательностью. Их танец, скорее воображенный влюбленным уродцем, - это диалог нежных колокольчиков и цикория, за простотой таящего истинную красоту. Антагонизм показного и глубинного, обмана и правды - таков горестный дуэт Балерины и Петрушки.

Картина 3. "У Арапа"
Танцовщица сторонится уродливого обожателя. Иное дело - Арап с его показной велеречивостью. Танцовщица не замечает тяжеловесного восточного коварства. Арап в своей глупости более уродлив, чем Петрушка. Его гротескность - дребезжащий нерв, опасность для хрупкой красоты, для наивной легкости Балерины. Она привлечена густыми ароматами благовоний, красным маревом сафьяна и не замечает, сколь страшна сказка звездных арабских ночей.

Танцовщица одурманена. Арап торжествует. Он заключил колокольчики в тягучий мед, превратил Балерину в восковую игрушку глупого тщеславия. Она стала вульгарна, потеряла свою прелесть.

Внезапно врывается Петрушка. Он негодует. Но Арап, злорадствуя, выталкивает его прочь.

Картина 4. "Народные гуляния на масленой (под вечер)
Звезды в морозном небе. искрится снег. И чУдно, и радостно, и полнится душа нетерпеливым ожиданием. Вдалеке переливаются бубенцы быстрой тройки.
Зимний простор, отрада русской души!
Щеки щиплет морозец, но пушистые шубы укрывают от ветра удальцов, летящих в упряжке.

А в темноте, которой не касается луна, самодовольно корчится Арап. Он настигает Петрушку и рубит его саблей. Падает наземь жалкая деревянная кукла.

Что это? Не больше, чем шутка старого фокусника? Он трясет куклу. И толпа, убедившись в ее безжизненности, расходится.

Но вот над балаганчиком появляется тень Петрушки.
Убогий уродец, смеется, издевается над теми, кто поверил в наваждение. Шутки его подхватывает гулким хохотом ярмарочный люд.

Возмездие не применуло прийти. Не властна над сердцем, над родным простором чужеземная погань.

Закружился волчком Арап, пуль, снег, бурю поднял да и сгинул в ней.

И уже не тройка, а звезды-самоцветы зазвенели колокольцами, разлились к утру багряным светом!

*****************************************************************************************
Стравинский и Моцарт - композиторы разных веков, разных культур. В смешении они составляют странный, сложный механизм для ума и сердца. И если скрипичная ода жизни и красоте Моцарта - интернациональна, то "Петрушка" изумителен исконно русским колоритом, в наибольшей степени понятен и близок у себя на родине.





Tags: музыка, рецензии/музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments