?

Log in

No account? Create an account
Эльдалира: шепот далеких волн
Сентябрь 27, 2016
11:53 am
[User Picture]

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Сердце не камень, зритель не дурак
А, впрочем, не всякий зритель.

Я очень рада, что сходила на спектакль, но оценить его я могу только рассудком - катарсиса, которого всегда ждешь в театре, не случилось. Получился просто приятный вечер с возможностью нарядиться, выйти в свет, послушать перед спектаклем классическую музыку в живом исполнении и получить некоторую пищу для ума. Увы, не для сердца.

Зритель я весьма привередливый, особенно если мне есть, с чем сравнивать. Пьесу Островского "Сердце не камень" я давно и безусловно люблю в постановке Леонида Пчелкина - его фильм передает и купеческий дух, необходимый в пьесе Островского, и мысль, и чувства, он исполнен достоинства, и, наконец, у актеров есть манеры.


Вчера с манерами и достоинством было туговато, хотя, пожалуй, к классике в этой постановке отнеслись более-менее аккуратно. Хороша была актриса, игравшая Веру Филипповну, - ей не нужно было мельтешить и паясничать, как прочим. Была она, правда, более смиренной и вызывающей жалость, нежели хрупкой и с нераскрывшейся любовью, но такое прочтение персонажа правомерно.

Потап Потапыч и Халымов были, хоть и не колоритны, но уместны, Аполлинария Панфиловна - весьма темпераментна, но малость худосочна для купчихи. Ольга оказалась кокетлива и мила (а особенно милы были бантик в прическе и шляпка, что несколько отвлекало от коротковатого подола на платье), но шепелявила. А вот Константин Лукич мне понравился, хотя в новеньких "лохмотьях" смотрелся потешно и пьяницей показан бесрпобудным.

Ераст был ужасен - шут, а не приказчик. Такой не очарует ни Оленьку, ни Веру Филипповну, ни зрителя. Персонаж к финалу спектакля не развитие получил, а регрессировал - стал чванливым и еще более жалким фатом. В нем не было и не проявилось ни совести, ни гордости, ни любви (и тут, конечно, перед глазами стоит великолепный Ташков).

В Огуреевне и в обращении с ней должно было быть что-то бережное, сердобольное, что-то от отношения Веры Филипповны к сирым и убогим, а я видела только комичные моменты, показывающие глуховатую и слегка выжившую из ума старуху.

Спектакль вообще построен в чересчур комичном ключе. Хотя Островский назвал свою пьесу комедией, но в значении специфического вида драмы, и юмористического в ней ничего нет. Зато усилиями постановщика в самых неподходящих, напряженных местах публика хохочет. Публика - дура, кто уж спорит, но зачем опускаться до ее уровня? Быть может, постановщик и не предполагал потеху и комизм, что подразумевалась горькая ирония, но вышло-то иначе. И без пошлости не обошлось: что это за затяжные поцелуи главной героини и ее гости, попивающих мадеру? А пьяная, с заплетающимся языком Вера Филипповна? Низко, низко, господа.


А вот трое рабочих мне понравились - они ловко поддерживали сюжет и создавали купеческую фактуру. Любопытны и декорации, и танцы (хотя их многовато), и замедленные движения персонажей в отдельных сценах - будто время приостановилось, что особенно удачно подчеркнуло финал спектакля - забытые нравы, ставшие прошлым обычаи, характеры, которых нынче не встретишь в прежнем виде, а потому и мораль пьесы не так очевидна, как полтора столетия назад.

Позволю себе еще несколько ремарок "вне" спектакля.

На поклонах артистам, как участникам театрального фестиваля, вручали диплом "За бережное отношение к классике", после чего "Халымов" взял слово и сообщил, что играть им сегодня было весело. Бог ты мой, им было весело играть Островского.

А публика, гоготавшая над тем, что у человека достаточно просвещенного вызывать может только горечь! Та же самая публика, которая в гардеробе притиралась и хамски тыкала в спину впереди стоящим сумками, будто это ускорило бы получение вещей. Как это ни удивительно, в филармонии зрители ведут себя куда деликатнее.


И, наконец, пара слов о самом театре: он неуютен и скучен. Фойе первого этажа похоже на общественный туалет, фойе второго выкрашено в ядреный зеленый цвет и, видимо, из-за отсутствия чего-либо привлекающего внимание, лишено и банкеток, с которых можно было бы чем-нибудь любоваться или вести беседу в ожидании спектакля.

Tags: ,

3 упавших звезды А что ответит ветер?

Comments
 
From:annut9
Date:Сентябрь 28, 2016 02:43 pm
(Link)
Вика, а как ты относишься к современному прочтению классики?

У нас в Екатеринбурге есть известный драматург и основатель театра Николай Коляда, вот он (да и его ученики) всегда переворачивает классические произведения с ног на голову, очень часто идут аллюзии на современность, он всегда добавляет танцы, какое-то безумие, но получаются очень сильные спектакли. Как я в свое время записала после просмотра его "Трамвая "Желание"" - "Шокирующе. Непонятно. Неожиданно. Печально. Сильно. Спорно"

Как ты относишься к экспериментам над классикой?
[User Picture]
From:yasnaya_luna
Date:Сентябрь 28, 2016 04:52 pm
(Link)
Вообще я предпочитаю, чтобы классика была классикой, но допускаю, что новаторство может быть и весьма удачным. Так что нужно рассматривать каждый конкретный случай и каждого конкретного режиссера.

Про Коляду я наслышана и исключительно с положительной стороны, и на прошлый фестиваль привозили один из его спектаклей, но мы тогда не попали, так что свое мнение пока сложить не смогла. Думаю, как раз "Трамвай "Желание" можно трактовать очень современно.
From:annut9
Date:Сентябрь 28, 2016 06:00 pm
(Link)
Ну вот, теперь мне очень хочется, чтобы "Коляда-театр" до вас доехал, и ты смогла бы составить свое мнение)

Я последним смотрела не совсем Коляды, а его ученика (Рината Ташимова) спектакль, но абсолютно в стиле Коляды и со всеми его ведущими актерами - "Чайку". И не могу дать однозначной оценки, но игра актеров и вся атмосфера были настолько сильны, что мне даже физически поплохело к концу пьесы, да и на следующий день ходила немного пришибленная.

В общем, мысленно отправляю Коляду в Белгород:)

Разработано LiveJournal.com