Виктория Л. (yasnaya_luna) wrote,
Виктория Л.
yasnaya_luna

Вечер и немного безумия

Самое яркое мое впечатление от сегодняшнего похода в кино - это, пожалуй, такси, на котором я возвращалась домой: оно неслось со скоростью 100 км час, один раз даже зацепило зеркало встречной машине, а я не успевала мысленно делать то, что должен делать водитель, например, включать поворотники - таксист этого вообще не делал, он просто несся, как будто за ним черти гнались. Эдакий контраст к только что посмотренному кино. Мне было почти страшно, потому что я боюсь большой скорости, но мне так хотелось домой, что я все равно была немножко рада оказаться дома за считанные минуты.

А в кино я тоже летела, потому что на занятиях, прежде чем отпроситься, мне пришлось решать дополнительно три билета. Я решила их быстро и правильно, а предподаватель напутствовал меня словами "Напирайте на теорию - тогда Вы будете увереннее чувствовать себя на дороге". Он, конечно, прав, но на дороге мне нужно приучить себя... точнее, отучить себя тянуть до оследней секунды с принятием решения: уже начать разворот? уже снизить скорость? уже перейти на третью передачу? и так далее. Да, я же начала говорить про полет: два с лишним километра от автошколы до входа в кинотеатр я преодолела за пятнадцать минут пешком и еще переживала, что замерзну в легком платье и осенней куртке, ха-ха. Не поверила своим глазам, когда посмотрела на часы - до сеанса оставалось почти полчаса.


Ну а теперь о фильме. Я не ждала от него динамичного развития событий, какой-то феерии или показной, как это бывает в американском кино, драмы. Я вообще не очень представляла себе, в каком ключе будет подана история, и интересен мне был главным образом Дэвид Теннант, сыгравший психиатра с нетрадиционными взглядами Рональда Лейнга.

В результате лента повергла меня в некоторое недоумение. Не могу сказать, что она мне не понравилась, но и обратное утверждать не стану. На протяжении часа сорока шести я не могла предугадать развитие сюжета - он был тягучим, он был разбитым, как ваза, которую по сюжету склеивали два врача. Это было что-то вроде истории болезни, когда видишь только часть обстоятельств, а прочие совершенно естественно не известны или кажутся неважными. Зрителю не предлагается заглянуть во внутренний мир или в частные обстоятельства жизни доктора Лейнга, его семьи, его пациентов, - нет, тому, кто смотрит, видны только отдельные лоскутки, очень странные и неоднозначные. В одних Лейнг представляется эмпатом, в других - великолепным психологом, в третьих ты вообще не понимаешь, что это за человек.

У него пятеро детей далеко, в Глазго, и одна из дочерей серьезно больна. Какие-то детские проблемы с не вполне нормальной матерью, взрослые - с бывшей женой и нынешней не женой даже, а долгосрочной любовницей, которой тоже непонятно что нужно от жизни. У него в коммуне - пестрая компания сумасшедших, которых он "отстаивает" у официальной психиатрической медицины с электрошоком и психотропными препаратами. Наконец, у Лейнга шестой ребенок - он его, наверное, тоже любит, как тех пятерых, но все это - даже не смежное, а сосуществующее в отдельных подвижных упругих маленьких сферах.

Это все ненормально, но фильм-то так и называется - "Бесит быть нормальным". Удобным, предсказуемым,  то подстраивающимся, то абстрагирующимся и нейтральным. Для врача, всего себя посвящающего боли других, всегда есть опасность перехватить от пациентов их безумие. Но Рональд Лейнг такой же, как его пациенты, они даже живут в одном доме, и еще вопрос, кто кому помогает больше - Лейнг душевнобольным или они ему. В самом начале он и говорит, что у сумасшедших свой язык, который имеет смысл, если слушать то, что они пытаются сказать. И фильм странно, но совершенно стройно раскрывает эту реплику.

Немного об актерском составе. Теннант, конечно, совершенно органичен. Элизабет Мосс обыкновенна - она почти такая же, как в "Вершине озера" или "Рассказе служанки", только в костюмах шестидесятых годов. И ее героиня говорит то же самое - она обыкновенна. Гэбриэл Бирн пугает безумием, которое проступает, как кровь сквозь плотную ткань или как огонь из разгорающихся углей. Майкл Гэмбон вызывает особое сочувствие, потому что в 73-хлетнем старике, которого он играет, персонаже с неизжитой чудовищной детской травмой есть что-то щемяще трогательное.

Я не стану советовать вам эту картину - она довольно монотонная и тягостная, в ней совсем чуждые нам шестидесятые, герои, которых мы не сможем понять из-за разности обстоятельств и ментальности. В ней мало любви, привычной для зрителя, но особая любовь все-таки есть - к человеку, независимо от его "нормальности". Для Лейнга-Теннанта по-настоящему важно каждое человеческое создание, human being, и это не требует для него особого внешнего выражения - только искренности и неравнодушия.
Tags: Дэвид Теннант, кино - часть 2, обо мне, рецензии/кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments