?

Log in

No account? Create an account
Кино о снах и яви - Эльдалира: шепот далеких волн — ЖЖ
Декабрь 12, 2018
12:24 pm
[User Picture]

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Кино о снах и яви
В минувшие два вечера канал "Культура" показывал независимое кино - "Мешок без дна" (2017) и "Одиссею Петра" (2018).

"Мешок без дна" Рустама Хамдамова - очень странное, визионерское, на грани сюра, но завораживающее черно-белое кино. Чувствуются источники вдохновения: Нестеров, Константин Васильев, Джорджо Моранди, знаменитый царский бал в старинном русском стиле, "Невинный" Лукино Висконти и так далее. Все это превращено в какой-то символьный ряд в духе Милорада Павича, но смыслы самих символов при этом совершенно ускользают. Понять, что происходит в кадре, невозможно. Это головоломка без ключа.


Зато все эти движущиеся черно-белые фотографии просматриваешь, не отрываясь. Глазами – не сердцем.

Царевны и царевичи из допетровской Руси, фрейлины, князья и офицеры, по-самурайски дерущиеся венскими стульями, из середины 19 века, роскошь и упадок, переплетение снов, чувственности и запустения. А еще грибочки, исполняющие гимнастические упражнения, – из сказок. Собственно, все это и есть сказка, зачем-то рассказываемая алкоголику-князю. И это, как ни странно, экранизация новеллы Акутагавы Рюноске «В чаще», поименованная, как сказка из «Тысячи и одной ночи», и своя Шахерезада здесь тоже имеется. Бред, конечно, но если разобрать на кадры, очень красивый. Сюжет пересказывать – пустое занятие, его тут, по большому счету, нет. Глубинный смысл? Весь укладывается в финальные фразы и несоразмерен хронометражу. Но зрителя предупредили об этом еще в названии: в восточной сказке "бездонный" мешок, о необыкновенном содержимом которого спорили торговцы, прятал всего-то хлеб с сыром, лимон да несколько маслин. Сплошное буратинство. (Вчера маэстро Темирканов первом фильме "Монолога в четырех частях" как раз рассуждал о голом короле в контексте умирающих современных искусств.)


Второй из увиденных мной фильмов, "Одиссея Петра" Анны Колчиной и Алексея Кузьмина-Тарасова, тоже странен, но странен правильно, глазами ребенка, тоскующего по всему, что он любит, и возвращающегося к этому во сне. Это история, основанная на воспоминаниях создателей фильма, и показанная через восприятие двенадцатилетнего мальчика Пети, которого родители увезли из России в Германию, пообещав, что это ненадолго. А Пете в Германии серо и одиноко, ему хочется домой, а дом в Москве, хочется на дачу к бабушке, и снега в конце ноября, и простора для фантазии, находящей отклик у его же друзей. Он прекрасно рисует, он сообразительный, но учить нмецкий язык не хочет - ему даже язык не нравится. И Петя сперва во сне, а потом и - кажется - наяву сбегает домой.

Он встречает сирен, но они - скорее дивные девы-птицы из русских преданий, Алконосты, поющие радость. Он плывет по реке с "Навсикаей", так же соскучившейся по чему-то или кому-то там, далеко в России. С другой царевной он плял когда-то вот так же, и вода была спокойной, и мечта - живой и осязаемой, и о тоске он ничего еще не знал, а и сама Петина Одиссея была тогда совсем другой.

Это же его путешествие - вглубь себя, а после - снова в мир, в котором все-таки есть место краскам, самоиронии, музыке, новому, юности и жизни вообще.

Кино очень неспешное, простое, какое-то обыденно-простое, как будто это местами и не фильм вовсе, а документальные съемки. Никаких приключений, лаконичные диалоги, полутона, много тишины, немного музыки откуда-то из девяностых, снег - во сне, хмурый ноябрь - в германской яви, солнце и краски - на летней даче. Что-то такое живое и не напоказ, что находит отклик у каждого, кто може представить, каково это - быть выдернутым из родной привычной почвы и искусственно посаженным в новую землю с ее чуждыми воздухом, погодой и правилами. Почему-то взрослые, уезжая, не спрашивают у детей, что те думают, любят и желают. А это не всегда правильно и к тому же очень часто по-настоящему жестоко.

N.B. В обеих упомянутых картинах играет Светлана Немоляева. У Хамдамова она эксцентрична и комично-утонченна в образе фрейлины-сказительницы, в "Одиссее..." - само воплощение детских воспоминаний о бабушкиной любви.

Tags: ,

5 упавших звезд А что ответит ветер?

Comments
 
[User Picture]
From:puta_flaca_mala
Date:Декабрь 12, 2018 10:43 am
(Link)
о, и то, и другое хотела посмотреть, но время было неудобное. по твоему отзыву выходит любопытно :)
[User Picture]
From:yasnaya_luna
Date:Декабрь 13, 2018 09:52 pm
(Link)
А фильмы любопытные. :) Первый визуально хорош, но второй мне понравился больше, потому что он о живых людях, а не о визуальной игре.
[User Picture]
From:mashashnaider
Date:Декабрь 12, 2018 11:49 am
(Link)
Чем заканчивается история Петра?
[User Picture]
From:yasnaya_luna
Date:Декабрь 13, 2018 09:52 pm
(Link)
Скорее уж она продолжается, а не заканчивается. :) Пятьюдесятью двумя ошибками в немецком диктанте.
[User Picture]
From:mashashnaider
Date:Декабрь 13, 2018 10:00 pm
(Link)
Вот оно, какая развязка)
Разработано LiveJournal.com