?

Log in

No account? Create an account
Архитектура и современность - Эльдалира: шепот далеких волн
Февраль 9, 2019
11:41 pm
[User Picture]

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Архитектура и современность
Три дня подряд я слушала лекции Максима Борисовича Атаянца. Это петербургский архитектор, историк архитектуры, художник, и прошлой зимой мне уже посчастливилось побывать на его лекции об архитектурных параллелях Пальмиры и Санкт-Петербурга. В этот раз разговор снова возвращался к древнему сирийскому городу, но темы лекций были намного шире.


(Фото утащено со страницы Выставочного зала "Родина". Автора этого текста вы легко узнаете.)

В четверг лекция была посвящена вечному городу - Риму, и была такой увлекательной, что лишний раз не хотелось даже просто шевелиться, чтобы не развеять чары. Только подумайте, как это удивительно и интересно: видеть одновременно панораму современного Рима и с тех же ракурсов Рим, каким он был в начале нашей эры, в Средневековье и в эпоху Возрождения, прослеживать в современной застройке следы античной планировки, осознавать, что многие здания построены на фундаментах древних театров, арен, храмов, что недостающие теперь стены Колизея все еще там, в Риме, только использованные для строительства других его зданий. Рассказывалось и о коллапсе цивилизации, и о том, как умирают города, как они возрождаются, как сохраняются в первоначальном облике благодаря природным катаклизмам или исчезают почти бесследно. Почти, потому что даже трава, прорастающая там, где когда-то была кладка на известковом растворе, будет отличаться по цвету от травы, выросшей рядом, не на фундаментах умерших городов.

Кто-то из слушателей озвучил тот же вопрос, который интересовал меня: художественная ценность Алтаря Отечества. Это поразительно громоздкое эклектичное сооружение посреди Рима, но, по мнению лектора, проблема его - не в бесталанности архитекторов, поскольку те же специалисты строили прекрасные здания до и после, а в том, что от них требовалось создать что-то сколько-нибудь сносное в, цитирую, ублюдочное время, и мы живем в точно такое же время. Паола Волкова называла это обнулением культуры, а Максим Борисович Атаянц предположил, что мы находимся на пороге очередной гибели цивилизаций.

Пятничная лекция продолжила эту тему. Она была не такой чарующей, как первая, но чрезвычайно актуальной: архитектура и варварство. И вот тут речь шла не только о разрушении античного мира племенами готов и гуннов, не только о поразительных временах, когда не представлявшие никакого интереса для итальянцев мраморные статуи пережигались на известь, не только о разграблении Византии, но и о нашем времени, когда была практически утрачена Пальмира, которую взрывали сознательно, тщательно, декларативно. И в наших собственных городах варварство - признак времени. При том, что лектор обладает прекрасным чувством юмора, о Пальмире он рассказывал чрезвычайно серьезно, и слушать и смотреть снимки до, во время и после разрушения было горько до слез и страшно. Это довольно личная тема для Максима Борисовича, поскольку он не только много изучает римскую архитектуру, блестящим образчиком которой служил античный город, но и воссоздает с командой таких же энтузиастов подробнейшую, детализированную трехмерную модель одного из взорванных пальмирских храмов, необходимую для последующего восстановления самого здания. Варварству каждый из нас может противостоять по-своему, и возвращение античной красоты - способ этого архитектора.

После второй лекции вопросов была масса: от современного искусства до баланса между сохранением исторической застройки и современной архитектурой и далее до влияния индивидуального жилищного строительства на развитие города. И именно эти вопросы оказались логическим мостом к третьей встрече, посвященной современной архитектуре. Было озвучено многое из того, к чему я пришла и в собственных рассуждениях, но узнала я и то новое, что мне как жителю современного города интересно, хотя я и не специалист в градостроении. Речь шла о том, к примеру, что крупные торговые центры в городской черте убивают жизнь города, замыкая ее на себе, лишая районы жизни, которую обеспечивает разбросанная по городской среде мелкая коммерция: кафе, отдельные магазинчики, места, где люди могут провести время, перемещаясь в свободном, не замкнутом пространстве.

Услышали мы и о получивших бесконечное множество архитектурных премий проектах жилых районов с регулярной застройкой, в которых создавалась совершенно деструктивная жилая среда. Такие районы были впоследствии или снесены, или подвергнуты глобальному перепроектированию. (Вспомнить хотя бы документальный фильм "Гражданин Джейн", где речь шла о противодействии подобным типовым "гетто".) Беспорядочно строящиеся многоэтажные "человейники" - не есть хорошо. Человеку необходимо защищенное пространство, двор, улица, район, где он будет жить, а не помещаться на ночь в ячейку и утром в такое же ячейке-машине отправляться бог весть куда на работы. Город - это единая живая материя, которой для здорового развития нужно не зонирование на спальные районы, рабочие зоны и мега-моллы, а гармония разных жизненных сфер без механистичности и монотонности.

Комфортную же среду определить довольно просто: если человек может прогуливаться по окрестностям минут тридцать-сорок просто так, получая удовольствие от пространства, то все уже более-менее в порядке. Нам необходимы новые ракурсы, а не бесконечно-ритмичные линии, необходимо что-то меняющееся в процессе нашего движения - изгибы улиц, арочные просветы, изменения ландшафта, разные фасады и здания, подчеркивающие городское пространство, созидающие его и из него прорастающие, а не убивающие город как единый организм.

Далее: не может быть простого калькирования архитектуры для новой местности - архитектура должна быть ее продолжением. Современная же архитектура - это, за редким исключением, уже не искусство, а функционал, когда определяющими являются квадратные метры, а не цельные здания. Так, невозможно украсить здание без привязки к общей концепции - украшения станут чужеродными заплатками. И нельзя по дешевке, как это сейчас повсеместно принято, повторить смелое и выдающееся архитектурное решение, потому что даже минимализм, если это произведение искусства и действительно творение архитектора, а не анонимного бюро, стоит баснословно дорого.

И так далее, и так далее, и так далее - множество интересных и важных аспектов. Эти двухчасовые лекции, несомненно, обогатили меня – пафосно звучит, но именно с таким чувством я выходила из зала.

Я никогда, кстати, не задумывалась о том, что для человека место его жительства является, по сути, началом координат, центром мира, и все остальное пространство он отмеряет от своего дома, а если переезжает на новое место, то вскоре и точку эту мысленно перемещает следом за собой.

Tags: , , ,

13 упавших звезд А что ответит ветер?

Comments
 
[User Picture]
From:barbra_forever
Date:Февраль 9, 2019 09:47 pm
(Link)
Спасибо, Вика, очень интересно! Я - горожанка до мозга костей, вчера гуляла по местам школьного детства. Это типовая застройка, многоэтажки, ничего там красивого нет. Именно муравейники, как мы всегда говорили. Но во дворах много деревьев, рядом лесопарк, и как-то смещается восприятие именно на них: вот это вишня, я много раз видела ее в цвету, а вот это прекрасные "висюльки" клена и ясеня... За архитектурой, за искусством едешь в центр города, редко, но с радостью вновь увидеть и Дом Пашкова, и старый белокаменный дом в переулке у Коесерватории, и модерн. Но, как ни странно, твое рассуждение о Пальмире привело меня к местам детства: на обложке Истории Древнего мира для 5 класса были эти античные колонны))
[User Picture]
From:yasnaya_luna
Date:Февраль 14, 2019 09:18 pm
(Link)
Не за что! Иногда нам везет на интересных людей, но какому-то закону подлости такие мероприятия или скудно анонсируются, или вовсе накладываются одно на другое, а потом наступает долгое затишье. Впрочем, спасибо и за это - не факт, что живя в большом городе, я могла бы вот так три дня подряд куда-то ездить на лекции для собственного удовольствия.

В наших панельных микрорайонах жизнь пейзажу придают как раз деревья, травы, вытоптанные тропинки, всякие мелочи - приметы человека живущего, а это появляется в течение долгих лет. У нас и ехать-то некуда - город был отстроен заново после войны. Есть любимые уголки, ставшие старыми, но их все меньше.

Я так и не была в районе Дома Пашкова с тех пор. как на Никсоновскую лужайку воткнули памятник. Совсем все уродливо? Мне почему-то даже страшно там оказаться.

Это же один из самых любимых учебников! Арок этих больше нет, но для нас они незыблемы.
[User Picture]
From:barbra_forever
Date:Февраль 14, 2019 10:19 pm
(Link)
Ну как сказать, уродливо или нет... Мне не нравится, принципиально не нравится на этом месте нечто нарочито-патриотическое. Как и церетелиевские творения, понатыканные везде. В то же время монструозно этот памятник не смотрится. Хотя... мне на него тоже смотреть не хочется. Может, я его так и не рассмотрела, глаза не смотрят. А сиживали мы на этом взгорке, теплым осенним днем в День города году в 98м)) мандарины жевали и печенюшки.
[User Picture]
From:yasnaya_luna
Date:Февраль 26, 2019 06:56 pm
(Link)
Мне кажется, что на этой лужайке принципиально НИЧЕГО не должно было быть.:)
[User Picture]
From:barbra_forever
Date:Февраль 26, 2019 08:04 pm
(Link)
Да, согласна
[User Picture]
From:paraboz
Date:Февраль 10, 2019 06:53 am
(Link)
Не знаю, не знаю.. до приезда в Рим я тоже считала (начитавшись) что Витториано- это ужасо-ужосс, но увидев своими глазами была поражена мощи и величию того, что увидела, и кстати, в этом месте у меня прям второе дыхание открылось в жару +40 и мы прошли 25 км (всего)по Риму в тот день...
[User Picture]
From:yasnaya_luna
Date:Февраль 14, 2019 09:22 pm
(Link)
На трехмерное панораме он как-то чужеродно смотрится - вот прямо чувствуешь,что здесь было другое, более органичное, проросшее на этой земле закономерно и почему-то замененное белой махиной. Но тут дело вкуса и живого восприятия, конечно. Лектор, кстати, заметил, что, в другом городе, не Риме, поскромнее, это сооружение при всей его эклектичности смотрелось бы куда значительнее и обоснованнее.
[User Picture]
From:zet_isnotdead
Date:Февраль 10, 2019 08:58 pm
(Link)
Ой, рядом с тобой сидит моя преподавательница по языкознанию))
[User Picture]
From:yasnaya_luna
Date:Февраль 14, 2019 09:24 pm
(Link)
Я так и подумала, что она преподаватель из сферы иностранных языков. Она в субботу так забавно пересказывала своей приятельнице содержание предыдущих двух лекций - вроде то же самое по общему содержанию, но в каком-то слегка кокетливом ключе. :))
[User Picture]
From:ocherie
Date:Февраль 11, 2019 01:25 pm
(Link)
А я вижу твою маму). Здорово, что тебе удалось посетить такие лекции. Я очень люблю читать об истории развития городской среды и архитектуры. Когда была в Риме, то хотелось представить, как все было там в разные периоды истории.
[User Picture]
From:yasnaya_luna
Date:Февраль 14, 2019 09:28 pm
(Link)
Да, ее фотограф очень неудачно "захватил" только краешком.

Вот тут есть лекция Атаянца на ту же тему:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=909&v=A57DJrJoBxs

Но я не думаю, что она полностью идентична услышанной нами, потому что мне показалось, что он рассказывает с некоторой долей импровизации, поскольку владеет темой обстоятельно и глубоко.
[User Picture]
From:ocherie
Date:Февраль 15, 2019 07:25 am
(Link)
О, спасибо за ссылку! посмотрю обязательно!
[User Picture]
From:yasnaya_luna
Date:Февраль 26, 2019 06:56 pm
(Link)
Не за что.)))
Разработано LiveJournal.com