?

Log in

No account? Create an account
"Ищу мою судьбу" (Мосфильм, 1974) - Эльдалира: шепот далеких волн — ЖЖ
Июль 12, 2019
03:09 pm
[User Picture]

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
"Ищу мою судьбу" (Мосфильм, 1974)
Очень любопытно было вчера, на фоне просмотра "Благих знамений", наткнуться на фильм 1974 года "Ищу мою судьбу". Он очень необычен для советского кинематографа, поскольку посвящен судьбе молодого священника, вере, поискам Бога и себя, но также и совести, сомнениям, разуму, личному выбору и честности, в первую очередь, перед собой. В нем много диалогов и аргументов, которые должны бы подчеркивать противоположность убеждений героев, но в действительности странно дополняют друг друга. Это драма, причем не абстрактная, не вырванная из жизни, а как раз тесно связанная с вполне обычными, жизненными, мирскими сложностями и радостями. Более того, в ней есть место земной любви, очень деликатной, но не счастливой, потому что сама по себе любовь не может преодолеть внутренние сомнения одного из любящих, его пустоту – временную ли, укоренившуюся ли в человеке, вызванную исканиями Бога или отказом от поисков своего места среди людей.


Афиша фильма и весьма. на мой взгляд, удачная обложка первого издания романа, по которому он снят

Удачный актерский ансамбль: Галина Польских, Эдуард Марцевич, которого я прежде, пожалуй, недооценивала, Георгий Жженов, Елена Сафонова и другие, не менее замечательные, советские актеры, которых мы знаем по эпизодам, но никогда не помним по именам. Режиссер – как ни странно, женщина, Аида Манасарова. Лента снята по роману Николая Ершова «Вера, Надежда, Любовь» - это имена трех сестер, героинь этой истории.

Вера покончила с собой, не справившись ни с жизнью, ни с отчаянием даже в монастыре, в который ушла. Любовь, живущая с набожной бабушкой и в окружении таких же набожных старушек, – создание юное и пока не утвердившееся во взглядах и в устремлениях и не то тяготящееся архаичностью бабушкиных внушений, не то остерегающееся стремительной современности.


И только Надежда – уверенная, сильная, решительная, говорящая прямо, идущая своей дорогой, поддерживающая каждого, кому это нужно, - сама создает свою судьбу. Потому что полагает, что, главным образом, от самого человека зависит и его выбор, и его жизнь. Она не разделяет религиозных взглядом своих родных и полагает, что именно из-за общения со священником отцом Александром ее сестра Люба решила бросить техникум и просто-напросто сломать свою жизнь.

Люба и впрямь пока не определилась ни в жизни, ни в вере. Но не она – ключевая фигура в этой истории. Надежда приходит к отцу Александру с просьбой не встречаться с ее сестрой, и тот соглашается, но деликатно признается в своих чувствах к самой Надежде. Он и сам находится на переломе своей веры, пытается соотнести действительность, новый мир с его устремлениями и христианскую религию, ортодоксальное истолкование в которой стало ему чуждо, а новое он еще только пытается – мучительно, отчаянно - сформулировать. Он – не ревностный христианин ( и это его достоинство, поскольку любая религиозная ревностность в наши дни пугает), но с тем большим благочестием относится он к вопросам совести, и его искания кажутся более искренними, чем чиновничье, слепое и удобное, служение отца Климентия.


Фильм не просто неожиданно и замечательно снят, он полемичен, и в нем показана внутренняя, полная смятения и сомнений, попытка отца Александра найти новый язык для веры. Мне, несомненно, близок ход его мысли.

«Не понимаю! Не понимаю, как всерьез можно проповедовать догмы о сотворении мира в шесть дней, о воскресении Христа и тому подобное», - спрашивает его оппонент, и далее следует диалог:

«- Но от мифов нельзя ожидать описания мира таким, каков он есть. Легенды помогают человеку познать не мир, а себя в этом мире.
- Значит, Вы не настаиваете на буквальном смысле всего, что написано в Библии?
- Библейский миф – это лишь оболочка, в которой заключена божественная истина. Христианское вероучение сегодня – это не пересказ мифов, а раскрытие их смысла.
- Интересно. Остроумно, если хотите. А Христом, по этой версии, тоже миф?
- Это не важно. Важно, что в образе Христа человечество выразило для себя идеал. Но если человек не только верующий, но и мыслящий, он согласится, что воскресение Христа, к примеру, не надо понимать буквально. Этот миф есть выражение извечного стремления человека к возрождению. Человек всегда, если захочет, может обрести новую жизнь».


В этом смысле любая религия (а религия априори не равна вере, а только на ней построена) – это мифы для осознания себя в мире, и новый язык веры может быть только в преодолении религии как социального явления. Это кажется почти немыслимым, если оглянуться на всю историю человечества, но почему разум не может стать выше слепого буквального принятия мифов и преимущества легенд, принадлежащих одной религии, над легендами религий иных? Особенно когда с течением времени естественным образом, как и все мифы, а то и в угоду чьим-то, часто властным, потребностям, они переходят из одного верования в другое.

Сегодня утром я застала передачу про артиста Сергея Столярова, былинного героя в кино и человека чести в жизни. Завершалась она на высокой ноте: автор, повторив слова Шопенгауэра о понятии чести, которое сродни понятию долга, назвал Столярова «образом того недостижимо прекрасного и уже совершенно несбыточного, во что перестал верить в XXI веке, - почти что светлого будущего». Удивительная и понятная созвучность с увиденным накануне фильмом. И какую же грусть вызвало это осознание: двадцать первый век, не распрощавшись с религиями, не найдя Бога, не родив еще новых мифов и не переиначив старые, и впрямь перестал верить в светлое будущее. Но мне кажется, что эта пауза, обнуление культуры, как называла ее Паола Волкова, нужна для того, чтобы человечество устремилось к возрождению в трактовке отца Александра, и потому старый советский фильм кажется мне очень своевременным.

Tags: , ,

8 упавших звезд А что ответит ветер?

Comments
 
[User Picture]
From:mi_ta_pe
Date:Июль 12, 2019 01:14 pm
(Link)
Спасибо, обязательно посмотрю!!
[User Picture]
From:yasnaya_luna
Date:Июль 15, 2019 01:25 pm
(Link)
Не за что!
[User Picture]
From:me_in_decadance
Date:Июль 14, 2019 01:52 pm
(Link)
Это я удачно зашла после просмотра "Июльского дождя" в поисках чего-то такого.

Посмотрела. Страшный фильм:(
[User Picture]
From:yasnaya_luna
Date:Июль 14, 2019 02:18 pm
(Link)
После "Июльского дождя" хорошо смотреть "О любви", "Каждый вечер в 11", "Старшую сестру", "Нежность" или "Влюбленных".))

Почему страшный?
[User Picture]
From:me_in_decadance
Date:Июль 14, 2019 04:44 pm
(Link)
Вот спасибо, список заскринила.

Несколько лет назад меня, неофитку, мама озадачила вопросом, верят ли сами священники в то, что они делают и говорят на богослужении. Я тогда пришла к выводу, что должны верить. Просто потому, что это не такая синекура, чтобы на ней без веры убиваться. В большинстве случаев это тяжело - пересчитать только часы богослужений и треб, которые диакон/священник проводит на ногах. Молоденьких, да и не очень молоденьких рукоположенных мужчин отправляют на пустые приходы, где нужно с нуля построить храм и собрать паству. Живут при этом они с матушками в удручающих условиях. Можно, безусловно можно подняться по карьерной лестнице, но так же можно с неё и скатиться, а поменять работу будет не так просто, как в миру. Кроме того - постоянные взгляды со стороны, ждущие промаха. Согласитесь, совершенно разные степени резонанса у новости "Пьяный менеджер сшиб насмерть пешехода" и "Пьяный священник сшиб насмерть пешехода". Матушки, опять же, разные, а развод = лишение сана. Церковнославянский язык этот ещё.

Короче, слишком много сложностей, имхо, для того, чтобы идти в священники как просто на работу. Либо ты всей душой веришь в то, что делаешь, либо не делаешь этого. Такой выбор и у о.Александра из фильма. Ну как можно служить многочасовую Пасхальную всенощную, если ты считаешь воскресение Христа аллегорией? Как можно молиться о причастии "не в суд и не в осуждение, но в жизнь вечную", если перед тобой булка и вино?

Вот почему я говорю - страшный фильм. Страшный вдвойне: первое - это ад в голове у такого священника, который не верит в догматы своей религии, но вынужден продолжать в ней служить. Второе - страшно прихожанину, у которого такой священник на приходе. Первый ад страшнее, конечно. На последней минуте фильма я думала, что он под колёса поезда выпрыгнет.
[User Picture]
From:yasnaya_luna
Date:Июль 15, 2019 01:47 pm
(Link)
В голову к каждому не залезешь. Кто-то, видимо, верит искренне во все это, кто-то в глубины не лезет и служит свою службу примерно так, как это делают многие миряне, то есть занимаются привычным размеренный каждодневным делом. Но тут уж пусть каждый решает для себя, во что и как он верит, из-за чего и как он служит.

Финал фильма для меня - как раз освобождение, хотя он открытый. И, на мой взгляд, это не ад в голове отца Александра, а муки совести и искания разума. Возможно, мне так кажется именно потому, что для меня все это - как раз метафоры, аллегории и прочие иносказания, а церковь - прочный, но тяготеющий к архаике на грани косности механизм власти. И в этом смысле киношные прихожанки в платочках, которые и сейчас выглядят абсолютно точно так же, хотя прошло полстолетия, - яркий показатель.
[User Picture]
From:warmest_august
Date:Август 2, 2019 04:06 am
(Link)
Ничего не слышала об этом фильме, надо взять на заметку. А Марцевич, мне кажется, неоправданно мало снимался, а жаль. Я его люблю особенно в "Красной палатке".
[User Picture]
From:yasnaya_luna
Date:Август 6, 2019 09:29 am
(Link)
У меня мама сейчас активно смотрит на ютубе малоизвестные советские фильмы и спектакли - наугад, что подборка выдаст. Там столько столько замечательных работ!!!
Разработано LiveJournal.com