Виктория Л. (yasnaya_luna) wrote,
Виктория Л.
yasnaya_luna

Categories:

Кино и музыка

Не представляю, что нам готовит зима, но ноябрь включил тепло и даже солнышко. Плюс пятнадцать, очень хочется на улицу! Жаль, что на выходных погода была менее радостной, но мы все равно получили за три дня массу впечатлений.

В пятницу из-за повсеместных хэллоуинских вечеринок мы не пошли танцевать, зато спонтанно приобрели билеты на поразительнейший концерт, с афишей которого я впервые в жизни заранее даже не потрудилась ознакомиться!


В первом отделении звучала музыка барокко: приглушённый благородный голос старинной виолы д'амур, отдых для сердца (Вивальди), безграничная радость (Пахельбель) и сами собой наворачивающиеся слёзы ("Фолия" Корелли-Джеминиани, и, несомненно, она могла бы стать музыкальным сопровождением "Юной Невесты" Барикко, которую я накануне как раз дочитала). Очень светлая программа, которая, как оказалось, подготовляла слушателей к музыке совершенно иной.

Во втором отделении мы слушали электро-альт, бас-гитару, ударную установку, шумы и, да, конечно, симфонический оркестр. Это была белгородская премьера масштабного предельно необычного сочинения современного композитора Беньямина Юсупова "Viola Tango Rock Concerto" (Альтовый танго рок концерт). Оно - словно ночь, пропускающая сквозь себя, с головокружением, отчаянием, метаниями, бросающая на жернова и трансформирующая, успокаивающая и вновь ошеломляющая, то тихая, то оглушительная, убивающая и возрождающая. Эта музыка проходит через тебя как электрический ток - трагичная, выматывающая и интуитивно знакомая каждому, кто пережил хоть сколько-нибудь подобные ночи, музыка. К современным симфоническим (да еще и элементами шоу) сочинениям я отношусь со скепсисом, но на сей раз была ошеломлена. Мне кажется, что запись подобной музыки не имеет смысла - она должна окружать тебя, рождаясь здесь и сейчас, из живых эмоций,в том числе принадлежащих музыкантам оркестра, из опыта не только прошлых бессонных ночей, но в том числе прожитого сегодняшнего дня.

А после концерта, несмотря на морозец, невозможно было не пройтись и не выпустить накопившуюся внутри дрожь.

***

В субботу я намеревалась насладиться редкими минутами, когда дома никого нет, но позвонила подруге и через час уже была у нее в гостях, следом сразу отправилась в кино, после кино - в ресторанчик, оттуда - в кафе и домой вернулась только поздно вечером. День получился отличнейшим, а вот фильм не понравился и смотреть я его не рекомендую, потому что это фильм о подлости, в том числе режиссерской. Я позволю себе скопировать с незначительными правками свою заметку из инстаграма.


Пусть вас не обманет афиша: "Француз" Андрея Смирнова - это лента не о любви, в нем нет ничего романтического, светлого тоже нет, даже честного мало. Зато полно плевков в Советский Союз. Нет искусства, кроме подпольного (джаза, художников-нонконформистов и самиздата), нет свободы, кроме запрещенной, нет достойных людей, кроме тех, кто тотально недоволен всем, что их окружает. По сути, это чернуха, в котором почти все, кроме главных героев, убоги, несвободны (в первую очередь внутренне) и люмпены, и эти все - не просто эпизодические персонажи, а в целом жители большой страны. Это так же мерзко, как слово "совок". Собственно, те, кто из "совка", сами и есть совки до сих пор и по сути своей, и таковыми всегда останутся, потенциальная пятая колонна, трепачи, а нормальные люди были советскими гражданами. Правда не бывает однобока, и даже в этом фильме не все - лубок с издёвкой, но на растянутых два с лишним часа гадостей слишком много, сюжета слишком мало, а объективность вовсе отсутствует.

И почему в СССР, который показан в фильме как место, где порядочных и хотя бы просто счастливых самодостаточных людей нет и нет искусства, кроме подпольного, тот же Смирнов, а с ним, скажем, Михалков и Кончаловский снимали шедевры: "Осень", "Пять вечеров", "Дворянское гнездо", - а сейчас выпускают дрянь? Это даже смотреть уныло - снято длинно, плоско, монотонно, предсказуемо "либерально".

Даже прелестную, трепетную балерину Евгению Образцову сняли так, что она кажется стареющей, жёсткой и беспринципной, весь талант её героини - в позерстве, а не в танце. Так, кордебалет с претензией.

Ну и финал - самое противное: фактически зрителю пытаются навязать мысль, что свободу можно было обрести только путем предательства. И предателем этим, кстати, оказывается, в первую очередь, заезжий французик. А на самом деле предательство - снимать такое и высокопарно, с претензией выдавать свою побасенку за правду. Даже последний жест героини, по-черчиллевски сложенные в букву V пальцы, выглядит надуманно и искусственно.

Единственное, что мне действительно пришлось по душе, - это сцена с пожилыми сестрами в московской коммуналке (третий слайд в карусели): я верила и их интонациям, и тому, как они перебирали в памяти, практически одной на двоих, истории своей молодости и имена. Это было очень знакомо - кажется, и я слышала ещё в детстве такие разговоры в Сухуме и Москве, а отчасти слышу сейчас, когда мои тётушки мне рассказывают что-то из прошлого и позапрошлого, - будто они переняли интонации своих мамы и бабушки. Так ведь и исполнили эти две роли Наталья Тенякова ("Старшая сестра") и Нина Дробышева ("Чистое небо"). Стоит отдать должное и игре Михаила Ефремова - ему веришь, его персонаж представляется честным.

Да, очень неприятные чувства оставил просмотр. После такого хочется взять что-нибудь из полновесной советской прозы или включить... да ту же "Старшую сестру". А еще полезнее заняться делом - той нормальной, исполненной цели работой, которая ставит все на свои места и, в отличие от пустой болтовни, придает жизни ценность.

Но этом я прервусь, а о прочих культурных мероприятиях уик-энда расскажу позже.
Tags: Белгород, выходные, кино - часть 3, музыка, рецензии/кино, рецензии/музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments