Виктория Л. (yasnaya_luna) wrote,
Виктория Л.
yasnaya_luna

Categories:

Не всякий кислород полезен

В эти выходные в Б. проходил театральный фестиваль "Наш кислород", на который приехали коллективы из разных регионов. Очень интересная афиша и очень мало личного времени, увы, но я не могла пропустить постановку с названием "Дневник Алёны Чижук. А ещё почта, ЖЖ и Фейсбук" - эта последовательность мне очень хорошо знакома, хотя и встроена в другие возрастные рамки, ЖЖ я верна уже 16 лет, а роль Фейсбука выполняет Инстаграм.


В пьесе четыре возраста женщины соответствуют четырем способам ее разговора с миром (то есть с самой собой). Одну героиню играют четыре очень разные актрисы, но удивительным образом к финалу ты видишь, что эта их разность - не случайные "трансформации", а и впрямь один человек, которого не единожды меняет до неузнаваемости время. Все предыдущее никуда не исчезает, все эти Алёны разных возрастов соседствуют внутри, наслаиваются, что-то усложняют, другое упрощают, и потому взгляд нынешней Алёны "наружу" так не похож на тот, что был в юности или молодости.

Узнать себя можно в каждой из Алён, хотя меня несколько смутил образ 46-летней героини - в такой интерпретации я бы отнесла его не к Фейсбуку, а к "Одноклассникам" и дамам за 50. В остальном же это был блестящий камерный спектакль, со смехом и слезами, трагикомедия из обыкновенной жизни.

Я спрашиваю себя, почему в этой пьесе меня не смутили текстовые и сценические пикантности, почему они не показались мне неуместно вульгарными и почему на следующий день я предъявила претензии к другому спектаклю именно из-за допущения пошлости на сцене... Видимо, потому что форма дневника (в том числе ЖЖ) и личной переписки априори допускает некоторую свободу, и здесь она была естественной и уместной. (А спектакль получил Гран-при фестиваля.)


Видите, АлексанСергеич на картинке несколько напряжён? Это из-за отношения к нему "благодарных" потомков. Я и сама была несколько напряжена на следующем из увиденных спектаклей, а моя мама, которая любит Пушкина беззаветно и строго, и вовсе пребывала в возмущении. Мы смотрели постановку мичуринского театра "Спасти камер-юнкера Пушкина" по пьесе современного драматурга, ныне, как мне сообщили, проживающего в Израиле. Последнее обстоятельство многое объясняет в тексте: ренегаты склонны опошливать и оплевывать свою бывшую родину. Нет, в каком-то смысле все озвученное со сцены соответствовало культурному уровню части общества и соответствует до сих пор, но мне обидно, что это подаётся как норма, что зрителя не ведут выше и дальше, не доносят важность преодоления пошлости.

Что же мы видели... Историю несчастного человека, который в развязке пушкинской биографии разглядел созвучие со своей судьбой. Пушкин (книжный, программный) был невольным злым гением героя всю жизнь, прямо с детсада, и при этом его же ориентиром к преображению, и трагедия - не в развязке, притянутой из лихих 90-х в февраль 1837-го, а как раз в том, что озарения у героя были, а преображения не случилось - не получилось закономерности. Ориентир остался химерой, призрак счастья пронесся мимо, как экипаж Натальи Николаевны в день дуэли, и убожество восторжествовало.

Хорошо сравнивать себя с великими: вот он, такой, как я, вот он я, такой, как он. Но схожесть развязок - не знак равенства между судьбами и личностями. У меня нет претензий к актёрам - они отлично сыграли. Некоторые фрагменты меня глубоко тронули, но пьеса мне не близка, вернее, не близки скабрезности, низменный, на уровне физиологии, юмор, в котором сквозит ещё и высокомерие драматурга, и категорически раздражают употребление мата и мелочное принижение советской части нашей жизни.

Помните, пару лет назад в кино вышла комедия "Спасти Пушкина"? Удивительно, но она, не претендуя на высокое искусство, бережнее отнеслась к спасению Пушкина от потомков и для потомков и к зрителям.


В холле дворца культуры моей альма-матер выставлено весьма претенциозное художественное полотно: сборная солянка из разного уровня значимости представителей отечественной культуры и истории. Здесь соседствуют Михалков с Тургеневым, Циолковский с Шойгу и т.п. Имя художника я, естественно, не запомнила, поскольку несмотря на какие-то там регалии он никому не знаком. Качество живописи - плохое, да и узнать можно некоторых писателей (хотя Леонида Андреева можно незаметно поменять местами с Игорем Тальковым), для идентификации прочих, в том числе скопления попов в центре (куда ж современному конъюнктурщику без них), есть интерактивная панель.

Вообще даже лучшим живописцам не удавались подобные сборные солянки. Вспомните хотя бы Нестерова: полотно "Душа народа" было для него чуть ли не главной работой в жизни, и написано оно безусловно на высочайшем уровне, но в итоге получился пшик. Замысел превзошел результат: слишком амбициозно создавать картину, объединяющую всю историю от Руси до России, и единства, цельности, глубины, вневременной значимости оказывается всегда больше в картине, показывающей что-то одно, но настоящее, щемящее или острое, певучее или грозное, привязанное к месту и времени и их превосходящее. Таковы "Лисичка", "Видение отроку Варфоломею"...

Или взять Илью Глазунова, реверанс которому тоже есть на картине: его перестроечные многофигурные композиции наводят жуть темой и болезненной формой. Они запоминаются, но не значимостью, а тошнотой, которая подкатывает при малейшем взгляде на картины. А ведь прекрасный художник, наблюдательный портретист, тонкий иллюстратор Блока и Достоевского.

Сравнения я, конечно, использовала слишком высокие. Большим мастерам можно простить даже большие художественные промахи, а мазня не стоит долгого обсуждения и пристального внимания. Но в данном случае картина - это маячок, частный показатель состояния культуры: она висит прямо напротив входа, и на входе же нам вчера первым делом нахамили.

Если вы встречаете зрителей, не надо орать им за 10 метров "Маски наденьте! Вы это на улице должны сделать" - это не лучшим образом характеризует театр. И после не надо требовать написать отзывы - об этом можно вежливо попросить. Особенно же неприятно, что так себя представляет театр из Тамбовской области. В Тамбове, городе моих предков, я встречала удивительно любезных людей, открытых и вежливых. Я шла на спектакль, держа в уме впечатления от этого края. И я была возвращена на твердую почву уже на пороге. Получилась очень цельная, но, увы, грубая рамка для спектакля, в названии содержащего имя Пушкина.

К сожалению, мне не удалось посмотреть все постановки, которые меня заинтересовали, и о фестивале в целом я судить не берусь, но его название, "Наш кислород", заставляет задуматься, насколько чистым кислородом выбирают дышать разные театры и разные зрители.
Tags: Белгород, выходные, искусство, рецензии/театры и музеи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Субъективное

    Утро началось сегодня с живописной темы: завтракала я под передачу про ориентализм во французском искусстве в целом и творчестве Энгра в частности.…

  • Јесење боје

    Пусть здесь останутся на память октябрьские солнце, листва, вода и все краски осени, которыми мы любовались.

  • На пленэре

    Возвращаюсь к курским впечатлениям. Фотографии с выставки пленэрных работ разных лет в зале "Звёздный" - наглядное доказательство того,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments