?

Log in

No account? Create an account
Эльдалира: шепот далеких волн
Ноябрь 7, 2010
09:21 pm
[User Picture]

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
"Варшавская мелодия" (постановка Театра на Малой Бронной)
Все начинается с музыки: для Гели и Виктора - с Шопена, а можем, с тех мелодий, которые звучали в них самих зимой сорок шестого. Так бывает, наверное: Его и Ее музыкальные фразы соединяются в композицию, которая со временем либо потеряет звучание, либо превратится в драгоценное вино.

Вот уже сутки пытаюсь понять, что принесло время героям пьесы "Варшавская мелодия", и теряюсь с ответом. Не горечь разочарования, а просто горечь из-за того, что двадцать лет пряталось, оберегалось, а потом заглушалось с болью единственно драгоценное чувство - их любовь.

Пьеса Льва Зорина появилась в шестидесятые, но сейчас она звучит по-новому - не изменяя ритму, словам, выбранным автором, но уже (пожалуй, к лучшему) без прежней острой социальной ноты.

В постановке Сергея Голомазова пьеса стала камерной, но зазвучала от этого только громче. Она именно зазвучала - спектакль немыслим без музыки трофейных фильмов, польских песен и произведений Шопена, без музыкальных инструментов среди декораций и - главное - без натянутых струн, движущихся, то как клавиши фортепиано, то нервами скрипок и арф, задеваемых самими героями.

В том, как играет на струнах свет, как проводит по ним пальцами Геля, - пронзительная искренность и недосказанность сокровенного. И сила, и слабость, и гордость.

Именно в таком созвучии: Геля и Виктор проходят через эти три ноты, повторяя их под конец совершенно болезненно, потому что в потерянном счастье нет и не может быть гармонии.


 
1946 год. Героям чуть больше двадцати. Позади война, и ее бы забыть талантливой гордой девушке, вся жизнь которой - музыка. А она боится, по-прежнему боится этой силы, граничащей с насилием, боится что оборвется что-то в мире - очень важное и человечное.

А еще Геля горда и знает себе цену. "Пан полагает, что он первый?" И соединение чистоты и гордости - ее способ жить, быть не такой, как все, наконец, ее умение по-настоящему любить.

Виктор чуть старше нее. Что он видел? Закончил школу и ушел на войну, а вернувшись, поступил на войну. Он впервые слушает классическую музыку там, в филармонии. Может, он так же слышит и гелю, сидящую в соседнем кресле - эту незнакомую красивую девушку, смотрящую на него чуть с опаской и чуть свысока. после концерта Виктор спешит за ней и говорит прямо, без наигранной небрежности, что хотел бы увидеть ее вновь.

Так начинается их история - нежная, быстрая в неосознанном предчувствии потери - себя и друг и друга.



А потом советским гражданам запрещают браки с иностранцами, и что уж тут исправишь - окончив консерваторию, Гелена возвращается в Варшаву, а Витек уезжает создавать вина в Абрау-Дюрсо.


Спустя десять лет он найдет ее в Польше - известную певицу, блестящую красавицу... всю ту же девушку, которая помнить каждое слово, произнесенное тогда, в пору их надежд. Теперь бы все изменить, разорвать, но, боже мой, как страшно - уже налажена жизнь, уже оба привыкли прятать ото всех это воспоминание о неслучившемся. И Виктор - все тот же, и они все еще узнают и слышат друг друга, но расстаются. Мужчина и женщина, звучащие одной песней.

В семьдесят седьмом она, польская звезда, приедет в Москву. В антракте Витек придет в ее гримерную - уже другой, не ставший сильным мужчиной, каким мог бы быть рядом с Геленой. А она - уже не та трепетная и гордая девушка, какую он знал. Двадцать лет изменили их - если так долго обманывать себя, пытаясь все забыть, станешь другим. Гелена - недосягаема и холодна, резка и... слишком горда, чтобы вернуться к себе прежней, которая все еще жива в ней. Чтобы сказать то, что сказать нужно, антракта недостаточно.


Гелена выходит на сцену - уже недосягаемая и по-прежнему одинокая без него, - а Виктор смотрит на нее из зала, доктор виноделия, человек, не нашедший себя в счастье. Их разделяет время и тяжелый занавес.

***
"Варшавская мелодия" - пьеса, полная трагизма. Ее время - Сейчас: так было в шестидесятые, так будет спустя десятилетия. Сергей Голомазов создал современный спектакль, не осовременивая ее намеренно. Критики полагают, что история о том, что любовь живет, была подменена историей о том, как любовь умирает, но подобное мнение ошибочно.

На поклон Гелена и Виктор выходят такими, как были в первую встречу - он в гимнастерке, она в скромном платье с кружевным воротничком. У этих двоих все еще впереди. И у тех, кто вот так же встретится спустя поколение или два. Актеры говорят нам: не бывает конца у таких историй.

Постановка Голомазова создает атмосферу мира двоих, вставленного кусочком смальты в большую мозаику жизни - исполненную в пастельных тонах. Первая часть - несомненный шедевр, поскольку в нем ни одной фальшивой фразы или жеста. И зритель ни на мгновение не потеряется в пространстве спектакля. Начало второго акта, встреча Витека и Гели в Варшаве, почти так же воздушна, но она исполнена уже в иной тональности - ведь и герои стали на десять лет старше, и признаются они во всем уже не с юношеским пылом, а с печалью и почти отчаянием разлуки.

И только финал спектакля вызывает недоумение: разве такая метаморфоза может произойти с мужчиной и женщиной, которые могли быть вместе? Разве может она стать столь ледяной, а он столь слабовольным? Почти два часа зритель знал других героев, и вдруг перелом - то ли ошибка режиссера, то ли его задумка. Хотелось бы увидеть других Виктора и Гелю: уставшего сорокалетнего мужчину и женщину с глубоким взглядом и тихой речью, которая только на сцене становится по-настоящему живой.

Спектакль же решен совершенно иначе, и эти двое уже представляются совершенно чужими людьми, которые никогда не смогли бы любить друг друга (осталась бы бессмысленная привычка). Но так ли это? Мне кажется, зрителю дано право выбрать. Быть может, в короткие минуты последней встречи Виктор и Гелена просто не знают, что им делать теперь, когда столь всего было упущено и столько всего уже не узнать о своем любимом.

Не могли же так просто исчезнуть принадлежащие им обоим слова:

"Я не боюсь. Я кое-что знаю. Я знаю, что ты нужна и нужна. Что же еще я должен знать? Разве этого мало? Я просыпаюсь, чтоб тебя увидеть. Услышать твой голос, твое вечное "как это...", твои Бесконечные "показывать" вместо "показать", "понимать" вместо "понять", "обнаруживать" вместо "обнаружить". Не дай бог, если ты будешь говорить все правильно, мне кажется, это уж будешь не ты. Я сейчас надел на твои ноги туфли и понял, что за все двадцать четыре года еще никогда не был так счастлив. Я тащу к тебе все и гружу на тебя все, иногда ты этого даже не знаешь. Я знаю, что никогда с тобой не соскучусь, не захочу от тебя отдохнуть. То, что ты есть, всему придает смысл и вносит жизнь решительно во все....

Прости, Все равно я сделаю тебя счастливой. Я сделаю все, чтоб прошел твой страх. Чтоб ты ничего никогда не боялась. Я буду беречь тебя днем и ночью. И однажды даже тени печали не будет в твоих глазах, даже тени. И я услышу твое ровное дыханье. И только тогда, слышишь, только тогда я и сам вздохну спокойно"
.

Tags: , ,

6 упавших звезд А что ответит ветер?

Comments
 
[User Picture]
From:masha_vermel
Date:Ноябрь 7, 2010 08:38 pm
(Link)
я тебе писала смс
я тоже посмотрела
бабушке понравиласьбольше предыдущая постановка
она сказала что у этой актрисы нет ни доли кокетства
но м.б. так и было задумано
мне больше она без косметики понравилась чем потом
грустно...
[User Picture]
From:yasnaya_luna
Date:Ноябрь 8, 2010 09:10 am
(Link)
У меня здесь российский телефон выключен. :)
Меня как раз Борисова всю жизнь выводила из себя заложенной в роль стервозностью и бесконечным кокетством. Я бы с такой общаться не стала. А Юлия Пересильд - именно та геля, которую я увидела в пьесе у Зорина.

Мы с мамой тоже вчера долго обсуждали этот спектакль, и из беседы я сделала один вывод: этот спектакль уже рассчитан на наше поколение, а тем, кто старше, принять все по-другому сложновато. Я читала тут одну разгромную статью критикессы, которая писала "Я помню, как было с то время..." и т.п. - такого устаревшего, заплесневело-архаичного взгляда я и представить не могла.

Без косметики она была девочкой, а потом... Потом началась другая жизнь. Грустно, конечно.
[User Picture]
From:velikij_mogol
Date:Ноябрь 8, 2010 11:20 am
(Link)
ты всё-таки сходила!
[User Picture]
From:yasnaya_luna
Date:Ноябрь 8, 2010 04:33 pm
(Link)
Схожу. Обязательно однажды схожу.
[User Picture]
From:elsa555
Date:Ноябрь 8, 2010 05:59 pm
(Link)
о Страхов:) спасибо, так написала я как будто бы там сама присутствовала)
[User Picture]
From:yasnaya_luna
Date:Ноябрь 8, 2010 06:00 pm
(Link)
Не за что! В сети наверняка появилась запись с тв - посмотреть и пересмотреть стоит. :) и в домашнюю коллекцию заполучить диск ,если таковой появится. :) Страхов - замечательный актер с большим будущим, надеюсь.
Разработано LiveJournal.com